Размер:
AAA
Кернинг:
КK К K К  K
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Вернуться к русскому языку Translate into English Ins Deutsche bersetzen
Версия для слабовидящих
Поиск
413540, Саратовская область, Краснопартизанский район, п. Горный, улица Чапаевская д.30
Наш адрес
+7 (84577) 2-14-32
Краснопартизанский район Краснопартизанский район Краснопартизанский район

Контактный номер

Охрана труда

Роспотребнадзор актуализирует документацию по расследованию профзаболеваний

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека предлагает актуализировать инструкцию по разработке санитарно-гигиенической характеристики условий труда. Данный документ необходим при расследовании случаев острых или хронических профессиональных заболеваний. По действующим НПА следует незамедлительно известить Роспотребнадзор о выявленном случае профзаболевания. Ведомству, в свою очередь, в установленный период необходимо сформировать санитарно-гигиеническую характеристику условий труда и направить её в учреждение здравоохранения, где прикреплен работник.

Сроки составления характеристики предполагается оставить в неизменном виде:

• в течение 7 дней, но не позднее 2 недель со дня получения извещения об остром профессиональном заболевании (отравлении);

• в течение 2 недель со дня получения извещения о хроническом профессиональном заболевании (отравлении).

Вместе с тем, новая редакция документа предусматривает продление сроков предоставления в исключительных случаях до 15 дней.

Санитарно-гигиеническая характеристика условий труда будет формироваться непосредственно по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы, проведенной территориальным Центром гигиены и эпидемиологии.

Указаны основания для внесения изменений (дополнений) в саниaтарно-гигиеническую характеристику. Таковыми являются:

• вновь полученная информация со стороны работника, работодателя, медицинской организации характеризующая условия труда, значимые для установления профессионального заболевания (отравления);

• решение суда.

В целом, категорические изменения в процедуру оформления санитарно-гигиенической характеристики условий труда не замечены. Сейчас проект НПА проходит процедуру сбора предложений общественности.


Гарантии права работников на охрану труда

В статье на основе положений раздела X Трудового кодекса РФ (с учетом последних изменений и дополнений) рассматриваются актуальные вопросы гарантий права работников на охрану труда и вносятся предложения по совершенствованию законодательного регулирования обеспечения сохранения жизни и здоровья работников.

Одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда является обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, а также установление гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 210 Трудового кодекса РФ в ред. Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ). Следовательно, приоритетная обязанность работодателя – обеспечить условия труда, соответствующие безопасности и гигиене труда. Конкретные обязанности работодателя по обеспечению безопасности условий труда предусмотрены в статье 212 ТК РФ.

В рассматриваемом аспекте особый интерес представляет глава 36 Кодекса «Обеспечение прав работников на охрану труда». В статье 220 закреплены гарантии права работников на охрану труда. В частности, государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. Условия труда, предусмотренные трудовым договором, должны соответствовать требованиям охраны труда.

На время приостановления работ в связи с приостановлением деятельности или временным ее запретом вследствие нарушения государственных нормативных требований охраны труда не по вине работника за ним сохраняется место работы (должность) и средний заработок. На это время работник с его согласия может быть переведен работодателем на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.

При отказе работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья (за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами) работодатель обязан предоставить ему другую работу на время устранения такой опасности. Если предоставление другой работы по объективным причинам работнику невозможно, время простоя работника до устранения опасности для его жизни и здоровья оплачивается работодателем в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами.

В случае необеспечения работника в соответствии с установленными нормами средствами индивидуальной и коллективной защиты работодатель не имеет права требовать от него исполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой в соответствии с ТК РФ. Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет за собой привлечение его к дисциплинарной ответственности (в ред. Закона N 421-ФЗ).

В целях предупреждения и устранения нарушений государственных нормативных требований охраны труда государство обеспечивает организацию и осуществление федерального государственного надзора за их соблюдением и устанавливает ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение указанных требований.


Стажировка по охране труда на рабочем месте

Что такое стажировка по охране труда и зачем она нужна?

В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан организовать проведение стажировки работникам, поступающим на работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Стажировка – это форма обучения нового работника организации безопасным методам работы под руководством опытного наставника (далее – руководитель стажировки).

Стажировка представляет собой своего рода адаптацию работника к новому рабочему месту, условиям и средствам производства.

Цель стажировки – научить работника безопасно выполнять свои трудовые обязанности, по результатам стажировки работник получает допуск к самостоятельной работе.


Порядок и сроки проведения стажировки

Порядок проведения стажировки

В организации должен быть разработан и утвержден руководителем документ, регламентирующий процесс проведения стажировки на рабочем месте – Порядок проведения стажировки и допуска к самостоятельной работе.
В данном документе необходимо четко прописать следующие моменты:

• цель проведения стажировки;

• кому проводится стажировка в организации;

• кто может быть освобожден от стажировки;

• кто может руководить стажировкой;

• продолжительность стажировки;

• каким образом происходит допуск самостоятельной работе;

• документальное оформление этапов стажировки.

Сроки проведения стажировки

Стажировка следует сразу после проведения работнику первичного инструктажа на рабочем месте.

Количество смен, отводимых на стажировку, определяется работодателем конкретно для каждого работника и зависит от его опыта, квалификации и стажа на предыдущих рабочих местах.

ГОСТ 12.0.004-2015 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» рекомендует отводить на стажировку от 3-х до 19 смен.

Программа проведения стажировки

Стажировка проводится по специальной программе, утвержденной руководителем организации.


Кому положено проводить стажировку, и кто может быть руководителем стажировки?

Кому нужно проводить стажировку?

В обязательном порядке стажировка должна проводиться работникам с вредными и (или) опасными условиями труда.

Основание: п. 2.2.2. Постановления Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»

Работодатель (или уполномоченное им лицо) обеспечивает обучение лиц, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности – проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда.

Возникает вопрос, как определить, какие условия труда считаются опасными или вредными?

Согласно ст. 14 ФЗ от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»:
• вредные условия труда (3 класс) – это условия, при которых уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда;

• опасные условия труда (4 класс) – это условия, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.

Какие условия труда характерны для конкретного рабочего места, выясняется посредством проведения специальной оценки условия труда.

Таким образом, работодатель обязан обеспечить проведении стажировки только тем работникам, условия труда которых относят к вредным и опасным. Для остальных работников стажировка может проводиться на усмотрение работодателя.

Когда нужно проводить стажировку?

Стажировка на рабочем месте проводится в следующих случаях:

• при приеме на работу нового сотрудника;

• при переводе на новое рабочее место (внутри организации) с изменением в трудовых функциях;

• при перерыве в работе более 1 года;

• при подготовке к замещению отсутствующего работника.

Кто может проводить стажировку?

Как правило, руководителем стажировки целесообразно назначать непосредственного руководителя работ или работника, имеющего большой соответствующий профессиональный опыт.

Нужно ли проводить проверку знаний после завершения стажировки?

После прохождения стажировки работник должен пройти проверку знаний.

В ходе проверки знаний устанавливается, насколько хорошо работник овладел теоретическими и практическими навыками безопасного проведения работ.

Проверка знаний производится по экзаменационным билетам, прилагаемым к программе проведения стажировки.

После успешной сдачи экзамена работник может быть допущен к самостоятельной работе.

Запрещается допускать к работе сотрудника, «завалившего» экзамен.

Как правильно оформить каждый этап проведения стажировки и её результаты
1 этап – издание распоряжения о назначении стажировки

В распоряжении указываются следующие данные:

• Ф.И.О. и должность/профессия стажирующегося;

• Ф.И.О. и должность/профессия руководителя стажировки;

• сроки проведения стажировки (конкретные даты);

• количество смен.

Форма Распоряжения о назначении стажировки

2 этап – факт прохождения работником стажировки в обязательном порядке прописывается в Журнале регистрации инструктажа на рабочем месте (10-12 графы)
Форма Журнала регистрации инструктажа на рабочем месте

3 этап – издание распоряжения о допуске к самостоятельной работе

Если работник успешно прошел стажировку на рабочем месте, то работодатель издает соответствующее распоряжение о допуске к самостоятельно работе с указанием даты, когда работник может приступить к исполнению свои должностных обязанностей без участия наставника.

Форма Распоряжения о допуске к самостоятельной работе

Ответственность работодателя за непроведение стажировки

Как мы уже говорили, стажировка является одной из форм обучения по охране труда. Поэтому за непроведение стажировки работнику, занятому на рабочем месте с вредными и (или) производственными факторами, предусмотрено наказание в соответствии с ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ:

Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения влечет наложение административного штрафа:

• на должностных лиц — от 15 000 до 25 000 рублей;

• на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от 15 000 до 25 000 рублей;

• на юридических лиц — от 110 000 до 130 000 рублей.


ПЛАНИРУЕТСЯ УВЕЛИЧИТЬ НА 30% ДОЛЮ СРЕДСТВ, КОТОРЫЕ РАБОТОДАТЕЛИ МОГУТ НАПРАВИТЬ НА ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Об этом сообщил Министр труда и социальной защиты Российской Федерации Максим Топилин на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулировании социально-трудовых отношений. Министр рассказал, что в настоящее время проекты бюджетов внебюджетных фондов находятся на согласовании в Министерстве финансов и Министерстве экономического развития.

«О чем мы договаривались – это поправка в бюджете Фонда социального страхования об увеличении доли средств, которые остаются у  работодателей на превентивные меры по охране труда. Это было предложение работодателей и профсоюзов. Мы согласовали с Минфином, что доля будет увеличена до 30% со следующего года.  И здесь мы находим согласованное решение», – отметил Максим ТОПИЛИН и призвал представителей работодателей и профсоюзов подключиться к этой работе.

В проекте федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» предусмотрена норма по увеличению объема средств, направляемых на финансовое обеспечение предупредительных мер, с 20 % до 30 % сумм страховых взносов при направлении дополнительного объема средств на санаторно-курортное лечение работников за пять лет до достижения возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством.

Кроме того, Минтруд России разместил на федеральном портале проектов нормативных правовых актов проект приказа «О внесении изменений в Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 декабря 2012 г. № 580н», в соответствии с которым предусмотрено расширение перечня предупредительных мер, финансируемых за счет сумм страховых взносов.

В данный перечень планируется включить:

– санаторно-курортное лечение работников за пять лет до достижения возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством;

– частичное субсидирование процентной ставки по кредиту страхователя, направленному на модернизацию основных фондов, обеспечивающую улучшение условий труда.

Предполагаемое начало действия нормы – с 1 января 2019 года.


Минфином России уточнено, как облагаются НДФЛ выплаты за вредные условия труда

Повышенные или дополнительные гарантии и компенсации, установленные коллективным договором, локальным нормативным актом организации для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда не освобождаются от НДФЛ и облагаются этим налогом в общеустановленном порядке. 

Такой вывод содержится в письме Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 25 июля 2018 г. № 03-04-06/52245 «О налогообложении НДФЛ доходов работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

Финансисты отметили, что каждый работник, занятый на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, имеет право на гарантии и компенсации, установленные в соответствии с Трудовым кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором (ст. 219 ТК РФ). При этом от НДФЛ освобождаются все виды компенсационных выплат, установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления. 

Но в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством России и связанных, в частности, с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (п. 3 ст. 217 Налогового кодекса). Однако к выплатам в соответствии с коллективным договором, локальным нормативным актом эта норма не применяется.

Ведомство указало, что порядок, размеры и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в порядке, предусмотренном ст. 92, 117 и 147 Трудового кодекса. Например, для указанных физлиц возможна замена части ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска компенсацией. Если же работодатель осуществляет выплаты на основании коллективного договора, локального нормативного акта дополнительно к вышеуказанным обязательным гарантиям, то их нельзя рассматривать как компенсационные и, следовательно, они облагаются НДФЛ по ставке 13%.

Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производятся выплаты на основании коллективного договора, локального нормативного акта дополнительно к гарантиям, предусмотренным ТК РФ. Как пояснил Минфин России, оснований рассматривать указанные выплаты в качестве компенсационных не имеется. Соответственно, они облагаются НДФЛ. Если отсутствуют факты причинения вреда работникам действиями причинителя вреда, какие-либо выплаты в пользу таких лиц не могут рассматриваться в качестве денежной компенсации морального вреда работникам.

Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается оплата труда в повышенном размере. При этом такие выплаты облагаются НДФЛ в общеустановленном порядке. Выплаты, компенсирующие какие-либо расходы налогоплательщиков, освобождаются от налогообложения только при наличии документального подтверждения понесенных расходов. При отсутствии документального подтверждения целевого использования данных денежных выплат теряется их компенсационный характер. Они подлежат налогообложению в установленном порядке.


Компенсация морального вреда. Сколько «стоит» жизнь работника?

Узнав о смерти близкого родственника, который погиб в результате полученной на производстве травмы, его семья, находясь в состоянии сильнейшего стресса, вряд ли думает о финансовой стороне данного вопроса. Одни считают аморальным просить компенсацию, другие, в силу правовой неосведомленности, оставляют эту тему без внимания. И лишь немногие спустя какое-то время, оправившись от шока, обращаются за помощью к адвокату.

Целью этих людей является не личное обогащение, а восстановление справедливости в ситуации, когда уже ничего нельзя изменить: нельзя восстановить целостность семьи и семейных связей, разрушенное благополучие, привычный уклад жизни. Всю эту боль доверитель несет к адвокату. Часто выясняется, что работодатель в лучшем случае покрыл только расходы на погребение, а о компенсации морального вреда даже не вел речи.  Всегда полагаясь на порядочность работодателя, я предлагаю своим доверителям направить предложение о компенсации морального вреда в добровольном порядке. Однако такое предложение зачастую остается либо совсем без ответа, либо ответ на него содержит ничтожно малую, унижающую человеческое достоинство сумму от 50 000 до 70 000 рублей. Разумеется, размер компенсации морального вреда в таком объеме, на мой взгляд, не соответствует принципу разумности и справедливости.

ВАШИ ПРАВА ПО ЗАКОНУ

Что нужно знать гражданину, потерявшему близкого родственника вследствие несчастного случая на производстве, для успешной компенсации морального вреда в суде?

В соответствии со ст. 227 Трудового кодекса РФ, расследованию и учету подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя (в том числе с лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), при:

– исполнении ими трудовых обязанностей;

– выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя);

– осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.

По каждому несчастному случаю, который был квалифицирован по результатам расследования как произошедший на производстве и повлекший за собой смерть пострадавшего, в двух экземплярах по установленной форме Н-1 оформляется акт о несчастном случае на производстве (ст. 230 Трудового кодекса РФ). Оба экземпляра обладают равной юридической силой, составляются либо на русском языке, либо на русском языке и государственном языке республики, входящей в состав Российской Федерации.

Обратите внимание, что в силу ст. 229 Трудового кодекса РФ, по требованию иждивенцев пострадавшего или его близких родственников в расследовании несчастного случая может принимать участие их законный представитель или иное доверенное лицо.

Если законный представитель или иное доверенное лицо не участвует в расследовании, то работодатель (его представитель) либо председатель комиссии обязан по требованию законного представителя или иного доверенного лица ознакомить его с материалами расследования

АКТ О НЕСЧАСТНОМ СЛУЧАЕ

В акте о несчастном случае на производстве должны быть: подробно изложены обстоятельства и причины произошедшего; указаны лица, допустившие нарушения требований охраны труда. После завершения расследования акт о несчастном случае на производстве подписывается всеми лицами, проводившими данное расследование, утверждается работодателем или его представителем, заверяется печатью (при ее наличии).

Работодатель или его представитель в трехдневный срок после завершения расследования несчастного случая на производстве со смертельным исходом обязан выдать один экземпляр утвержденного им акта иждивенцам и/или родственникам погибшего либо их законному представителю или иному доверенному лицу (по их требованию).

Этот документ является краеугольным камнем по делу о взыскании компенсации морального вреда, причиненного смертью близкого родственника, поскольку он содержит сведения об ответственных лицах, допустивших нарушения требований безопасности и условий труда.

В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан:

– обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда;

– возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей;

– компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.По смыслу статьи 1068 Гражданского кодекса РФ, если вред причинен работником юридического лица при исполнении им своих трудовых (служебных, должностных) обязанностей на основании заключенного трудового договора (служебного контракта), то ответственность за его возмещение возлагается на это юридическое лицо.

РАЗМЕР КОМПЕНСАЦИИ

Вопрос о размере компенсации морального вреда носит оценочный характер. Это связано с тем, что действующее законодательство не содержит четких критериев для его определения. По общему правилу судьи выносят решения в рамках предоставленной им законом свободы усмотрения. Что касается судебных дел с моим личным участием в качестве представителя истца, то:

– в 2016 году одним из районных судов г. Ростова-на-Дону в пользу сына и супруги погибшего было взыскано по 500 000 рублей, а в пользу малолетних внуков – по 150 000 рублей в счет компенсации морального вреда, причиненного смертью близкого родственника на производстве;

– в 2018 году тем же районным судом г. Ростова-на-Дону взыскано по 1 000 000 рублей в пользу матери и несовершеннолетней сестры погибшего.

Судебная практика по России достаточно разносторонняя, что свидетельствует о субъективном подходе судей к назначению размера компенсации морального вреда. В связи с этим установить конкретные минимальные и максимальные пределы такой компенсации невозможно.


Техника безопасности для электрика

Электрик относится к рабочим профессиям. Перед тем, как электрик будет допущен к самостоятельной работе, нужно провести с ним вводный, первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте, стажировку, проверку знаний требований ОТ, дублирование и уже затем допустить к выполнению обязанностей приказом. Во время стажировки работник должен укрепить теоретические знания под руководством опытного руководителя. В ходе первичного инструктажа с вновь принятым работником проводится обучение и тренировка по использованию применяемых СИЗ. Перед рабочей сменой электрик обязан осмотреть и надеть спецодежду, спецобувь, другие средства индивидуальной защиты, подходящие по росту, размеру в зависимости от условий, характера выполняемых работ. Нужно застегнуть или обвязать обшлага рукавов, заправить одежду так, чтобы не было развевающихся концов, волосы убрать под плотно облегающий головной убор.

Электрик не должен приступать к выполнению работ при следующих нарушениях требований охраны труда: неисправности или отсутствии сведений о периодическом осмотре и испытании ручного переносного, электрифицированного инструмента; неисправности или отсутствии сведений о проведении планово-предупредительного ремонта, частичного, полного освидетельствования оборудования; отсутствии сертификатов и деклараций соответствия на СИЗ, оборудование, машины, приспособления, отсутствии сведений о проведенном испытаний средств защиты; неисправности или отсутствии сведений о проведении технического обслуживания лестниц, страховочных систем при работе на высоте, спасательного оборудования, отсутствии ограждений проемов, а также перепадов по высоте в зоне производства работ; невозможности определить видимый разрыв электроцепи, по которой может быть подано напряжение на место работ, а также защитного заземления отключенной части ЭУ


Причины возникновения профессиональных заболеваний. Методы их профилактики

Профессиональными принято считать заболевания, возникновение которых спровоцировано условиями труда.

В процессе трудовой деятельности на работников воздействуют факторы производственной среды и трудового процесса, которые могут оказать негативное влияние на здоровье. Чем выше отклонение уровня воздействия фактора от гигиенического норматива и чем больше продолжительность воздействия такого фактора, тем выше вероятность возникновения профессионального заболевания.

Химические факторы вызывают острые и хронические отравления, дерматиты, онихии, фолликулиты, меланодермию. Пыльные производства провоцируют заболевания дыхательной системы и поражения слизистых оболочек.

Физические факторы. Вибрационные, ультразвуковые, электромагнитные, радиационные, температурные воздействия обуславливают развитие таких профзаболеваний, как электроофтальмия, лучевая, декомпрессионная или вибрационная болезнь, вегетативный полиневрит..

Физическая усталость и перенапряжение вызывают патологии опорно-двигательного аппарата, неврозы, артрозы, невралгии. От переутомления могут страдать глаза, голосовые связки, возникать спазмы.

Биологические факторы. Несут угрозу заражения вирусными, бактериальными, паразитарными инфекциями.

Воздействию психологических факторов в той или иной степени могут подвергаться представители любой профессии. В результате постоянного психического напряжения возможны депрессии и нервные срывы.

Методы профилактики профессиональных заболеваний

Если работник подвергается воздействию вредного фактора, обусловленного трудовым процессом, это еще не значит, что он обязательно заболеет. Мы говорим только о вероятности получения заболевания. Во многом исход такой работы зависит от индивидуальных особенностей организма в виде предрасположенности к разного рода заболеваниям, но определяющую роль играют методы профилактики

К ним относятся:

Устранение негативного фактора из рабочего процесса. Замена производственного оборудования или материалов;

Уменьшение времени воздействия фактора на работника. Технологические перерывы;

Обеспеченность средствами индивидуальной и коллективной защиты;

Обучение работников правилам пользования СИЗ;

Ознакомление работников с вредными факторами на рабочих местах;

Обучение работников правилам оказания первой помощи;

Физкультура и спорт;

Диспансеризация работников.


Безопасности полевых работ – особое внимание

Вопросы безопасности труда приобретают особую актуальность в условиях начала полевых работ в аграрном секторе. Министерство занятости, труда и миграции обращает внимание властей муниципальных районов области, руководителей сельхозпредприятий, фермеров на необходимость скрупулезного исполнения правил безопасности во время весенне-полевых работ.

Переход от размеренных подготовительных работ к напряженному ритму весенней страды требует мобилизации всех участников полевых работ не только для достижения высоких производственных результатов, но и, в не меньшей степени, для ежедневной профилактики производственного травматизма.

Неутешительная статистика свидетельствует, что в 2017 г. погибли 5 и получили тяжелые производственные травмы 7 работников сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства и рыбоводства (в 2016 г., соответственно, 1 и 3 работника). Значит, нужна абсолютная нетерпимость к любым предпосылкам производственного травматизма.

Для ликвидации большинства этих предпосылок не требуется больших финансовых затрат, необходимо лишь более серьезное внимание к вопросам охраны труда как руководителей, так и самих работников. Многие руководители не ведут действенный контроль за безопасным производством работ, недостаточно эффективно используют возможности морального, административного и материального воздействия на работников», - считает заместитель министра занятости, труда и миграции области – председатель комитета по труду Наталья Михайлова.

Безопасность труда касается каждого, и все участники трудового процесса могут и должны предпринять конкретные меры, направленные на улучшение условий и охраны труда на каждом рабочем месте.

Подробный перечень таких мер содержат Правила по охране труда в сельском хозяйстве, утверждённые приказом Минтруда России от 25 февраля 2016 г. № 76н.

Правила устанавливают государственные нормативные требования охраны труда при организации и проведении основных производственных процессов по возделыванию, уборке и послеуборочной обработке продукции растениеводства, содержанию и уходу за сельскохозяйственными животными и птицей, мелиоративных работ и работ по очистке сточных вод производства и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Требования Правил обязательны для исполнения работодателями, осуществляющими сельскохозяйственные работы.

В настоящее время министерство занятости, труда и миграции области совместно с Саратовским НИИ сельской гигиены в целях информирования о правилах безопасного труда в сельском хозяйстве готовит к печати «Памятку животновода», в которой содержатся полезные сведения по обеспечению безопасных условий труда и снижению профессиональных рисков, характерных для работников животноводства. Ранее подобная памятка была разработана для хлеборобов.

Министерство занятости, труда и миграции области


В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ ПРОВЕРИЛИ ЗАКОН О ПРОВЕРКАХ. РАБОТОДАТЕЛИ МОГУТ ПОЛУЧИТЬ ПОСЛАБЛЕНИЯ ПО СОУТ В УЩЕРБ РАБОТНИКАМ

Правительство предлагает исключить дублирование функций разных органов власти в сфере охраны труда. Проще говоря, избавить работодателей от одних и тех же проверок, которые проводят чиновники из разных ведомств. Госдума 22 февраля приняла пакет из двух законопроектов на эту тему в первом чтении. Однако в комитете по труду считают, что в нынешнем виде документы могут нанести ущерб работникам в сфере спецоценки условий труда.

Оба законопроекта «в части исключения дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда» были внесены в Госдуму правительством 26 декабря прошлого года. В ответственном за их разработку Минтруде отмечают, что появление документов было предопределено еще годом ранее постановлением Кабмина. Суть предложения проста: освободить бизнес от пресловутых «бесчисленных проверок», вернее, от их части.

«Минтрудом проведен анализ полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти (Роструд, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Ростехнадзор) как в сфере нормативного правового регулирования вопросов безопасности работников, так и в сфере надзора (контроля) за соблюдением обязательных требований охраны труда», – говорится в пояснительной записке. Результаты анализа и стали аргументами для принятия законов, но судить о них можно только по конкретным предложениям (каких-либо итоговых цифр в пояснительной записке не приведено). Так, предлагается исключить надзор за безопасными условиями труда из полномочий Росздравнадзора, потому что этим и так занимается Роструд. Надзор за соблюдением требований безопасности в сфере электроэнергетики и теплоснабжения предлагается отнести к федеральному государственному энергетическому надзору. Тогда как сейчас Трудовой кодекс гласит, что это входит в обязанности Роструда.

В отдельный (второй в пакете) законопроект вынесены поправки к Трудовому кодексу, касающиеся тематики первого документа. Это необходимо, поскольку с лета прошлого года ТК можно менять только так, чтобы не появлялось противоречий между ним и другими законодательными актами. Поправки относят к полномочиям Ростехнадзора проверку безопасности в электротеплоснабжении. Пакет предусматривает также аналогичные изменения законов «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и «О специальной оценке условий труда» – «с целью гармонизировать процедуру производственного контроля за условиями труда с результатами специальной оценки условий труда путем взаимопризнания их результатов», – говорится в пояснительной записке. При СОУТ в качестве результатов измерений смогут использоваться результаты аналогичных процедур, совершенных аккредитованной испытательной лабораторией при производственном контроле условий труда. (То есть СОУТ, по сути, станет необязательна).

Благим намерениям гармонизации, однако, не слишком поверили члены комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов. Его заседание состоялось накануне принятия законопроектов в первом чтении, 20 февраля. Как пояснил замминистра труда Григорий ЛЕКАРЕВ, закон о производственном контроле не признает результатов измерений, проводимых в рамках спецоценки условий труда. И поэтому работодатели «вынуждены в некоторых случаях платить два раза за измерения». Григорий ЛЕКАРЕВ также добавил, что законопроект «полностью согласован со всеми заинтересованными органами власти», а в ходе дальнейшего обсуждения сообщил, что на заседании Российской трехсторонней комиссии предложение возражений не встретило. Но встретило, как говорилось, в комитете по труду: – Закон о спецоценке – это достаточно сложный, многоаспектный документ вырабатывался в очень непростой ситуации, – отметил профсоюзный депутат Михаил ТАРАСЕНКО. – В процессе дискуссий мы нашли компромиссы, сбалансированное решение. И когда вдруг [в законопроекте] меняется принципиальное положение действующего закона о том, что вопросы, связанные со спецоценкой, рассматриваются специально создаваемой комиссией, и эта фраза в законе исчезает... Практически можно будет без учета мнения комиссии по спецоценке принимать решения об определении льгот! Я отдаю себе отчет в том, что это компромисс Минтруда и Роспотребнадзора, но это ваши проблемы. Они не должны касаться трудящихся и унижать их права. Думаю, что комитет согласия не даст.

Депутат Татьяна САПРЫКИНА (тоже профсоюзный) полностью согласилась с коллегой Тарасенко: законопроект призван «сгладить» бремя работодателей, но прав работников не учитывает. Поэтому она спросила у представителя Минтруда, насколько реальной кажется ему возможность внести необходимые поправки ко второму чтению. «Мы готовы поправить, здесь вопросов никаких не будет», – заверил чиновник. В результате предложения Минтруда были поддержаны комитетом – фактически, в таком виде, в каком были представлены. Как уже было сказано, в первом чтении Госдума приняла их 22 февраля: 347 человек – «за», 24 – «против» (все они от КПРФ). Теперь остается надеяться на сознательность правительства и Минтруда в частности. И, конечно, на способность депутатов ее контролировать. Предложения и поправки принимаются до 23 марта.


В ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ ТР ТС 019/2011 О БЕЗОПАСНОСТИ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ГОТОВЯТСЯ ИЗМЕНЕНИЯ

Проект изменений в технический регламент Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011) ‎разработан в соответствии с планом внесения изменений в технические регламенты Таможенного союза, утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 1 октября 2014 г. №79. Проект изменений разработан с целью уточнения области применения технического регламента и уточнения требований к отдельным объектам технического регулирования.

В ТР ТС 019/2011 планируется уточнить требования к:

– к средствам индивидуальной защиты от механических воздействий;

– фильтрующим средствам индивидуальной защиты органов дыхания;

– средствам индивидуальной защиты ног (обувь) от химических факторов.

Проект изменений в ТР ТС 019/2011 дополняет требования к фильтрующему самоспасателю, используемому при пожарах, а также требованиям маркировки средств индивидуальной защиты

Предполагается внести в текст ТС 019/2011 новые средства индивидуальной защиты и определяет для них формы подтверждения соответствия, а также  изменения в форму подтверждения декларирования для средств индивидуальной защиты органа слуха.

Анализируя международный опыт и опыт государств-членов ‎таможенного союза в области установления обязательных требований, в отношении которых подготовлен проект изменений в технический регламент важно отметить, что в ЕС техническое регулирование осуществляется через Директивы, основанные на Статье 110а Договора о создании ЕС (так называемые «машинные Директивы»), и их задача – через регулирование технических параметров обеспечить качество (прежде всего – безопасность) и свободное продвижение товара на рынок.

По средствам индивидуальной защиты в ЕС действует соответствующая Директива Совета 89/686/ЕЭС. Она устанавливает условия, регулирующие поставку на рынок и свободное обращение в рамках Сообщества, а также основные требования к безопасности, которым СИЗ должны удовлетворять для обеспечения защиты здоровья и безопасности пользователей. Однако, указанная директива является рамочной и не устанавливает конкретных требований к средствам индивидуальной защиты. Ранее в основу нормирования показателей безопасности средств индивидуальной защиты были положены только требования ГОСТ. ‎В случае отсутствия ГОСТ на какие либо средства защиты, требования ‎по безопасности формировались исходя из значений, реально достигнутых ‎и обоснованных их практическим использованием.

При разработке проекта изменений в технический регламент учитывались требования Директивы Европейского союза № 89/686/ЕЭС ‎«О средствах индивидуальной защиты» от 21 декабря 1989 года ‎и Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (в редакции Федерального закона от 1 мая 2007 г. № 65-ФЗ). Проект изменений в ТР ТС 019/2011 не содержит требований, отличающихся от положений международных, региональных стандартов или обязательных требований, действующих на территории государств – членов Евразийского экономического союза.

Предполагаемый срок введения в действие изменений в технический регламент Таможенного союза – по истечении 6 месяцев со дня принятия Решения Совета Евразийской экономической комиссии об их утверждении.

Принятие проекта изменений в ТР ТС 019/2011 позволит уменьшить вероятность причинения вреда (материальных последствий неблагоприятного события) или же его тяжесть, что снизит общий уровень риска, а также не потребует дополнительных расходов их бюджета Союза.

Разработка проекта изменений в технический регламент ТР ТС 019/2011 обусловлена тем, что за текущий период на территории Таможенного Союза были разработаны новые требования к отдельным группам средств индивидуальной защиты, изменилась структура Союза, добавились новые члены. Потребовалась актуализация требований по ряду параметров, которые не в полной мере отражали параметры безопасности средств индивидуальной защиты при ‎их использовании потребителями

Был выявлен ряд требований к маркировке, которые приводили ‎к дублированию информации. Проект изменений в ТР ТС 019/2011 решает эту проблему, снижая нагрузку на производителей и делая маркировку более понятной для потребителя.

В перечень лиц, на защиту интересов которых направлена разработка проекта изменений в технический регламент ТР ТС 019/2011 входят все производители и потребители средств индивидуальной защиты ‎в различных сегментах экономики. Новые требования будут являться обязательными для выполнения изготовителями, уполномоченными представителями изготовителя, импортерами и продавцами средств индивидуальной защиты, органами по сертификации, испытательными лаборатории и иными заинтересованными лицами, в том числе, в части процедур оценки соответствия средств индивидуальной защиты.

В проект изменений в ТР ТС 019/2011 вводятся новые средства индивидуальной защиты и определяют для них формы и схемы оценки соответствия. Введение в действие проекта изменений в ТР ТС 019/2011 ‎и внесение изменений в Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента и Перечень стандартов, содержащих правила ‎и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции позволит уточнить область применения технического регламента, призвано устранить неоднозначность в требованиях к отдельным объектам технического регулирования и актуализировать требования к средствам индивидуальной защиты в соответствии с вновь разработанными нормативно-техническими требованиями.

Вступление в силу проекта изменений в ТР ТС 019/2011 потребует внесения изменений:

– в Перечень стандартов, в результате применения которых ‎на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента и Перечень стандартов, содержащих правила ‎и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции, утвержденных Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 878 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты;

– в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13июня 2012 г. № 79 (в редакции от 21 марта 2017 г. № 30) «Об утверждении Перечня продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011)».


ДОПЛАТЫ РАБОТНИКАМ ЗА ВРЕДНЫЕ ИЛИ ОПАСНЫЕ УСЛОВИЯ ТРУДА ОБЛАГАЮТСЯ НДФЛ В ОБЩЕМ ПОРЯДКЕ

Эксперты Минфина России в письме Департамента налоговой и таможенной политики от 2 февраля 2018 г. № 03-04-05/6142  разъяснили вопросы налогообложения НДФЛ выплат, производимых работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труд

Финансисты напомнили, что согласно п. 1 ст. 41 Налогового кодекса доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с главой 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ. При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ (п. 1 ст. 210 НК РФ)

При этом освобождение от обложения НДФЛ предусмотрено для всех видов установленных федеральным, региональным и муниципальным законодательством компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (п. 3 ст. 217 НК РФ). Однако Трудовой кодекс не рассматривает оплату труда в части превышения тарифных ставок (окладов) в качестве компенсационной выплаты. Он содержит лишь указание на то, что оплата труда работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, должна устанавливаться в повышенном размере (ст. 147 ТК РФ).

Следовательно, к доплатам работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, норма об освобождении от НДФЛ компенсационных выплат (п. 3 ст. 217 НК РФ) не применяется, и они подлежат обложению НДФЛ в общем порядке.


О порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

Администрация Краснопартизанского муниципального района сообщает что, в соответствии с пунктом 3 Приложения № 2 к Приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 07 февраля 2014 года № 80н «О форме  и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда» декларация подается работодателем в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости (Государственная инспекция труда в Саратовской области) по месту своего нахождения лично или направляется почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении. Необходимо направлять декларацию не в министерство занятости, труда и миграции, а в Государственную инспекцию труда в Саратовской области (410005,г. Саратов, ул. 1-ая Садовая , д.104).


Изменения в трудовом законодательстве

Физические факторы на рабочих местах

В соответствии с положением СанПиН 2.2.4.3359-16 с 1 января 2017 года необходимо будет руководствоваться новыми санитарно-эпидемиологическими требованиями к физическим факторам на рабочих местах.

СанПиН 2.2.4.3359-16 установлены санитарно-эпидемиологические требования:

К физическим факторам неионизирующей природы на рабочих местах и источникам этих физических факторов

К организации контроля, методам измерения физических факторов на рабочих местах и мерам профилактики вредного воздействия физических факторов на здоровье работающих.

СанПиН, в частности, определены меры, которые должны приниматься работодателем для снижения негативного воздействия на работников следующих физических факторов:

шума и вибрации;

инфразвука, воздушного и контактного ультразвука;

электрических, магнитных и электромагнитных полей;

лазерного и ультрафиолетового излучения;

освещения на рабочих местах.

Вредное воздействие данных факторов может быть выявлено как в процессе осуществления работодателем производственного контроля на предприятии, так и в ходе идентификации и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов в рамках проведения спецоценки условий труда уполномоченными организациями.

СанПиН 2.2.4.3359-16 по-новому оценивает воздействие на работников электромагнитных полей в производственных условиях. При этом санитарные нормы, касающиеся отдельных физических факторов  СН 2.2.4/2.1.8.562-96, продолжат действовать, но с учётом вновь принятых СанПиН.

Соблюдение требований СанПиН является обязательным как для работников, так и для работодателей. Несоблюдение СанПиН  влечет привлечением к административной ответственности:

— за нарушение государственных нормативных требований охраны труда (статья 5.27, КоАП РФ);

— за нарушение требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия ( статья 6.3.КоАП РФ).

С введением в действие данных правил некоторые СанПиНы отменят. В том числе, утратят силу санитарные требования к уровням электромагнитных полей в производственных условиях (СанПиН 2.2.4.1191-03) и Методика контроля и оценки уровней электромагнитных полей на рабочих местах (Приложение 3 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).

Работодателям нужно заранее изучить новые требования к рабочим местам. Это поможет избежать штрафа за нарушение требований охраны труда – до 80 тыс. руб.

См. Статью «Утверждены новые санитарно — эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах».

Независимая оценка квалификации

С 1 января 2017 года вступает в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ О независимой оценке квалификации».

Законом урегулированы отношения, возникающие при проведении независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности.

Независимая оценка квалификации - процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, проведенная центром оценки квалификаций.

Подтверждать соответствие квалификации положениям профстандарта работнику необходимо потому, что работодатель обязан применять профстандарты в части требований к квалификации работника, выполняющего определенную трудовую функцию, если указанные требования установлены Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ.

Предварительно для повышения квалификации работник может быть направлен работодателем на профессиональное обучение. Если же работодатель посчитает необходимым уволить работника, обладающего недостаточной квалификацией, ему необходимо будет провести аттестацию такого работника.

.

Рекомендации по СОУТ


ППРФ риск надзор труд


Минтруд России разъяснил отдельные вопросы обучения по охране труда


ГОСТ обучение ОТ


Что нужно знать об охране труда на производстве?